Мир-Пиано

Switch to desktop Register Login


Казаков Виктор Петрович

 

kazakov v p

(Родился в 1951 году в Москве).
Мастер-художник по созданию и реставрации музыкальных клавишных инструментов высшей четырнадцатой категории (присвоена комиссией под руководством ректора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, профессором, доктором искусствоведения М. А. Овчинниковым в 1998 году). Стаж работы с 1970 года.
kazakov diplom 3

С 1970 по 2012 годы - музыкальные мастерские при театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.  Впоследствии это предприятие называлось театрально-художественным комбинатом при театре Моссовета, затем театрально-художественными мастерскими при театре Моссовета.

С 1970 года и по сей день Виктор Петрович Казаков работает в музыкальной школе имени Ипполитова-Иванова на Таганке.

Также с 1970 и по настоящее время работает в детской музыкально-хоровой школе имени И. И. Радченко на ул. Воронцовской.

С 2006 по 2012 Казаков В. П. трудится в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете
фортепианным мастером факультета церковного пения.

А также мастер-реставратор Казаков В. П. работал и в целом ряде других средних и высших музыкальных учреждений столицы.

kazakov diplom 1

За 45-летний стаж работы Виктор Петрович максимально познал фортепиано изнутри, работая одновременно и реставратором-художником внешней отделки, и столяром, и механиком. На сегодняшний день Виктор Петрович является одним из последних единичных фортепианных мастеров, в совершенстве владеющих старинной техникой шеллачной полировки музыкальных инструментов, которая ввиду своей сложности практически ушла в историю.

kazakov piano2 kazakov piano

Среди клиентов Казакова В. П. множество известных деятелей культуры и искусства. Но на просьбу назвать кого-то конкретного, Виктор Петрович скромно ответил, что неплохо бы сначала получить от них разрешение на упоминание их фамилий.

 kazakov diplom 2

Беседа Павлова А. Ю. (компания «Мир-Пиано») с фортепианным мастером-реставратором Казаковым В. П.

Добрый день, Виктор Петрович!
Добрый день!

Во-первых, хочу выразить Вам признательность за то, что Вы согласились ответить на те вопросы, которые крайне актуальны на сегодняшний день, которые постоянно задают наши посетители, как покупатели в магазине, так и те, кто присылает их нам на электронную почту, задает в социальных сетях в интернете!
Вы обратились – я приехал. Почему бы и нет?

Спасибо! Сразу же переходим к делу, то есть к первому вопросу из того списка, который мы с коллегами подготовили. Итак:
Ваше отношение к пианино и роялям прошлых лет мировых производителей таких как C. Bechstein, Steinway and sons, Bluthner, Ed. Seiler, August Forster и т д.  Естественно, речь идет об инструментах, о пианино, в частности, рубежа XIX-XX веков, когда был закончен переход на так называемую «современную» механику.
Самое что ни на есть положительное! Когда их делали, они были идеально собраны как предмет фортепианного искусства. Я считаю, что инструменты прошлого были выполнены на самом высоком техническом и профессиональном уровне. Это вершина мастерства фортепианостроения.

А на сегодняшний день обыватель может их покупать, к тому же они часто продаются очень недорого?
Можно и даже нужно! Но только если инструмент отреставрирован профессиональными мастерами.

Какова будет его надежность при профессиональных нагрузках после достойной реставрации?
Если реставраторы истинные мастера своего дела и использовались качественные материалы, то гарантия будет стопроцентной! А надежность, как минимум, не уступит новому инструменту той же марки. Подчеркну, как минимум!

Много ли на сегодняшний день в мире фортепианной реставрации больших мастеров?
Слава Богу, еще остались! Отличительная черта истинного мастера – скромность, поэтому они пребывают в тени, у них нет яркой рекламы в интернете и красивых сайтов. Но, в принципе, они в дополнительной рекламе и не нуждаются, так как всегда крайне востребованы.

Сколько лет необходимо, чтобы стать достойным фортепианным мастером? И что для этого нужно еще?
Совершенству нет предела.

Но все-таки, если сравнить с системой высшего образования, где приличным специалистом можно стать за 5-6 лет обучения, возможен ли такой успех в вашей редкой профессии?
Гении встречаются крайне редко. Но, на мой взгляд и опыт, чтобы постичь глубины мастерства на достаточно приличном уровне, человеку придется потратить не менее 20 лет. И только в мастерской!

То есть, если человек будет всю жизнь работать настройщиком, посещающим квартиры, оценщиком-консультантом, он не сможет стать настоящим фортепианным мастером?
Хорошим настройщиком он стать может. Но не мастером-реставратором, владеющим всеми глубинами капитальных ремонтов и всей сложностью внешней отделки. Согласитесь, это можно получить только в профессиональной мастерской под руководством опытных мастеров.  Лично у меня было много высококвалифицированных и даже выдающихся мастеров в свое время по механике, по столярке, по внешней отделке и настройке. Вот вам уже четыре мастера. А вы упомянули только работу настройщиком. Тем и отличается обычный, пусть даже квалифицированный настройщик от мастера-реставратора. К сожалению, сегодняшним молодым мастерам сложнее постичь все тонкости профессии, так как многие мастерские приказали долго жить. Среди них были «Экспериментальная мастерская», обслуживающая весь СССР, мастерская Всероссийского хорового общества, «Камертон» и многие другие, где всегда работали выдающиеся мастера. И попасть туда было делом очень не простым.
Но, справедливости ради, хочу отметить один очень важный момент. Настоящий настройщик - дело, к сожалению, не частое, но есть такие выдающиеся мастера в данном направлении, что шляпу перед ними можно снять сразу.

Что или кого именно Вы имеете в виду?
Человек может никогда и не касаться серьезных капитальных ремонтов, а в невероятных тонкостях настройки достигает просто божественных вершин. К примеру, по рассказам старых мастеров с которыми я работал, в один из визитов в СССР американского пианиста Вана Клиберна - это было уже очень давно, - маэстро мирового уровня был крайне поражен и даже взволнован работой одного нашего настройщика, хорошо известного и по сей день. Отметим, что упомянутый мной мастер работал на тот момент преподавателем фортепиано. Этот уникальный настройщик с консерваторским образованием, при этом очень скромный человек, по определенным причинам вынужден был подменить другого настройщика. И он так выполнил настройку рояля, что вскоре по настоянию маэстро Клиберна был приглашен в качестве настройщика-консультанта в США на одну из мировых фабрик. Не забывайте, это были где-то 60-е годы прошлого столетия, когда границы СССР, мягко выражаясь, оставались на замке.

А возможно ли, что старинный инструмент не будет нуждаться в полной реставрации, которая всегда очень дорогостоящая?
Как ни странно, такие экземпляры иногда встречаются. Крайне редко. Это говорит об их качестве, и только. Прошедшие огни и воды, они могут дать фору любым новым инструментам.

А выдержит ли такой инструмент профессиональную нагрузку пианиста уровня консерватории, к примеру?
Если выдержит, будем благодарить Бога и мастеров славного прошлого!

Ваше отношение к современным пианино второй половины двадцатого века до китайских сборок? Какие марки выделите?
Те же самые марки и выделю. Фирма есть фирма!

Но это инструменты высшего класса, и они всегда очень дорогостоящие. А что касается фортепиано среднего, но профессионального уровня. Какую марку Вы бы посоветовали пианисту достаточно приличного уже уровня?
Среди множества марок могу от души порекомендовать фортепиано марки Petrof. Соответственно и весь модельный ряд этой фирмы. Очень надежные инструменты! И достаточно качественно собирались.

Пользуясь случаем, хотел бы Вас спросить следующее. Бытует мнение, что Petrof после определённого года в 80-х годах прошлого столетия брать нельзя, потому как что-то было ухудшено в конструкции.
Если не брать во внимание различные беды, постигшие то или иное пианино или рояль, нареканий к фабричному изготовлению этой марки нет. Не говорим, конечно же, о китайских аналогах.

Иногда встречается Petrof «глухой», с «вязкой» клавиатурой. Обычно настройщики такие инструменты сразу отставляют в сторону. Практически бракуют.
Проблема несколько в иной сфере. В тонкостях регулировки механики, настройки и индивидуальной настройки. Для каждого инструмента нужен свой, еще раз повторюсь, индивидуальный подход, часто они не попадают под общие стандарты. Как и все в этом мире, в принципе. Стандарты вообще редко где подходят достаточно долго и успешно.

Еще один вопрос, который очень интересует нашу аудиторию. Почти у всех Petrof 70-80 годов на сегодняшний день имеются трещины в резонансной деке. Как вы к этому относитесь в свете того, что очень часто настройщики-консультанты запугивают этим владельцев, говоря, что теперь инструмент непригоден и подлежит дорогой реставрации?
Выдающийся фортепианный мастер Козлов Василий Георгиевич, проработавший более тридцати лет мастером в Большом театре, в концертном зале Чайковского и консультантом музея имени М. И. Глинки, не подходил так прямолинейно к этому вопросу, как подходят упомянутые настройщики. И я с этим абсолютно согласен. Очень часто инструмент с восстановленной декой ухудшал свой звук! Парадокс? Нет, факт! Чаще всего эти трещины не влияют на качество звучания и надежность инструмента! И самое обидно, если люди решили все же заказать дорогостоящий ремонт резонансной деки, уже через какое-то время появляется рядом другая трещина. И снова это может не ухудшить звучание инструмента!

Но есть же и криминальное состояние деки?
Конечно, есть! Но это требует индивидуального рассмотрения. И, как правило, проблема здесь уже не только в деке, а и гораздо глубже.

Лично себе Вы бы взяли инструмент с парой-тройкой трещинок в деке, даже если забыть, что Вы фортепианный мастер с огромным опытом?
Взял бы, не задумываясь, даже если бы не был фортепианным мастером вообще!

Сами того не заметив, мы немного сделали рекламу фирме Petrof, хотя наша компания их успешно продает уже много лет, как Вам известно. Есть ли еще какие-то достойные марки, которые были бы так надежны, как упомянутая фирма?
Время покажет.

Ваше отношение к отечественным инструментам?
Никакого отношения.

А к китайским аналогам даже мировых производителей?
Пока воздержусь от комментариев и очень надеюсь, что когда-нибудь они займут достойное место. Китай – великая страна!

Ваше отношение к различным электропианино даже с молоточковой механикой?
Я не преподаватель фортепиано, а фортепианный мастер. Но за 45 лет тесной работы с выдающимися педагогами ни разу не слышал, чтобы кто-то из них посоветовал чем-то еще заменить акустическое фортепиано.

Есть ли у Вас, Виктор Петрович, еще какие-то моменты, которые Вы бы могли и хотели озвучить для нашей аудитории?
Сразу даже не знаю, что и ответить. Всем начинающим любителям фортепиано, а также профессионалам, могу лишь привести слова выдающегося пианиста и педагога Наума Перельмана: «Шесть дней трудись, а седьмой играй, играй и играй!» Сложно сказать что-то конкретное еще и потому, что мир фортепиано настолько удивителен, многообразен и глубок, что порой приходится мысль выражать такими, на первый взгляд, общими, но одновременно и глубинными фразами выдающихся деятелей, чей труд всегда объединял всех истинных служителей музыки!

Что ж, Виктор Петрович, наш список вопросов к Вам закончился, хотя мы с легкостью могли бы продолжить его до бесконечности, и я крайне признателен Вам за уделенное время! Уверен, Ваши ответы и отзывы о фортепиано будут очень интересны нашей аудитории! Еще раз Вам большое спасибо от компании «Мир-Пиано» и меня лично!
И вам всего наилучшего!

kazakov v 

Интервью было записано в конце 2015 года.

 

Вернуться к рубрике ОТЗЫВЫ

© Компания "MIR-PIANO" All rights reserved. Верстка сайта Алексея Павлова.

Top Desktop version